МБОУ "Средняя школа № 15"
г. Смоленск
  • ГИА

    Единый государственный экзамен (ЕГЭ) — это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ГИА-11). 

    При проведении ЕГЭ используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы, а также специальные бланки для оформления ответов на задания. 

    ЕГЭ проводится письменно на русском языке (за исключением раздела «Говорения» в ЕГЭ по иностранным языкам). 

    Для проведения ЕГЭ на территории Российской Федерации и за ее пределами предусматривается единое расписание экзаменов. 

    На территории Российской Федерации ЕГЭ организуется и проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (ОИВ). 

    За пределами территории Российской Федерации ЕГЭ проводится Рособрнадзором совместно с учредителями российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации, имеющих государственную аккредитацию и реализующих основные образовательные программы среднего общего образования, и загранучреждениями Министерства иностранных дел Российской Федерации, имеющими в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения. 

    УЧАСТНИКИ ЕГЭ 

    К ЕГЭ как форме ГИА допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в том числе за итоговое сочинение (изложение), и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за каждый год обучения по образовательной программе среднего общего образования не ниже удовлетворительных). 

    Вправе добровольно сдавать ГИА в форме ЕГЭ

    • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды по образовательным программам среднего общего образования;
    • обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; 
    • обучающиеся, получающие среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования;
    • обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в 2014-2016 годах в образовательных организациях, расположенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

    Имеют право участвовать в ЕГЭ: 

    • выпускники прошлых лет (лица, освоившие образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющие документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования - для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 1 сентября 2013 года); 
    • обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования; 
    • обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организациях, в том числе при наличии у них действующих результатов ЕГЭ прошлых лет. 

    Обучающиеся, освоившие образовательную программу среднего общего образования в форме самообразования или семейного образования, либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе среднего общего образования, вправе пройти экстерном ГИА в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования. Указанные обучающиеся допускаются к ГИА при условии получения ими отметок не ниже удовлетворительных на промежуточной аттестации, в том числе за итоговое сочинение (изложение). 

    ПРЕДМЕТЫ ЕГЭ 

    ЕГЭ проводится по 14 общеобразовательным предметам: 

    • Русский язык
    • Математика (базовый и профильный уровни) 
    • Физика
    • Химия
    • История
    • Обществознание
    • Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) 
    • Биология
    • География
    • Иностранные языки (английский, немецкий, французский и испанский языки) 
    • Литература 

    Для получения аттестата выпускники текущего года сдают обязательные предметы — русский язык и математику. Другие учебные предметы ЕГЭ выпускники сдают на добровольной основе по своему выбору для поступления в образовательные организации высшего образования. 

    Для иных категорий участников выбор предметов должен зависеть от планируемой специальности (направления подготовки) для продолжения образования в образовательных организациях высшего образования. Перечень вступительных испытаний в вузах по каждой специальности (направлению подготовки) определен соответствующим приказом Минобрнауки России

    СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЕГЭ

    Для проведения ЕГЭ на территории Российской Федерации и за ее пределами предусматривается единое расписание экзаменов. По каждому учебному предмету устанавливается продолжительность проведения экзаменов. 

    ЗАДАНИЯ ЕГЭ 

    Экзаменационные задания ЕГЭ — контрольные измерительные материалы (КИМ) представляют собой комплексы заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень освоения федерального государственного образовательного стандарта. 

    КИМ разрабатываются Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ)

    С документами, регламентирующими структуру и содержание КИМ (кодификаторами, спецификациями), а также с демонстрационными вариантами ЕГЭ по каждому предмету, можно ознакомиться в разделе «Демонстрационные варианты ЕГЭ». 

    КИМ включают в себя задания с кратким и развернутым ответами. 

    При проведении ЕГЭ по иностранным языкам в состав экзамена включен раздел «Говорение», устные ответы на задания которого записываются на аудионосители. Выбор участником ЕГЭ данного раздела является добровольным. 

    ВНИМАНИЕ! 

    Информация, содержащаяся в контрольных измерительных материалах, используемых при проведении государственной итоговой аттестации, относится к информации ограниченного доступа. Лица, привлекаемые к проведению ЕГЭ, а в период проведения ЕГЭ также лица, сдававшие ЕГЭ, несут в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение содержащихся в КИМ сведений. 

    Факт опубликования КИМ в Интернет свидетельствует о наличии признаков следующих правонарушений: 

    1. Разглашение информации ограниченного доступа, к которой относятся КИМ (статья 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, часть 11 статьи 59 федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»); 
    2. Нарушение установленного законодательством Российской Федерации в области образования порядка проведения государственной итоговой аттестации (статья 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). 

    РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ 

    При проведении ГИА в форме ЕГЭ (за исключением ЕГЭ по математике базового уровня) используется стобалльная система оценки. 

    По каждому предмету ЕГЭ установлено минимальное количество баллов, преодоление которого подтверждает освоение образовательной программы среднего общего образования. 

    По завершении проверки экзаменационных работ председатель ГЭК рассматривает результаты ЕГЭ по каждому учебному предмету и принимает решение об их утверждении, изменении и (или) аннулировании.
    Утверждение результатов ЕГЭ осуществляется в течение 1 рабочего дня с момента получения результатов проверки экзаменационных работ. 
    После утверждения результаты ЕГЭ в течение 1 рабочего дня передаются в образовательные организации, а также органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, учредителям и загранучреждениям для ознакомления обучающихся, выпускников прошлых лет с утвержденными председателем ГЭК результатами ЕГЭ. 

    Ознакомление обучающихся, выпускников прошлых лет с утвержденными председателем ГЭК результатами ЕГЭ по учебному предмету осуществляется в течение одного рабочего дня со дня их передачи в организации, осуществляющие образовательную деятельность, а также органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, учредителям и загранучреждениям. Указанный день считается официальным днем объявления результатов ЕГЭ. 

    Апелляция о несогласии с выставленными баллами подается в течение двух рабочих дней после официального дня объявления результатов ГИА по соответствующему учебному предмету. 

    Обучающиеся подают апелляцию в письменной форме в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, которой они были допущены в установленном порядке к ГИА. 

    Выпускники прошлых лет и другие категории участников ЕГЭ подают апелляцию в письменной форме в места, в которых они были зарегистрированы на сдачу ЕГЭ, а также в иные места, определенные регионом. 

    Результаты ЕГЭ каждого участника заносятся в федеральную информационную систему, бумажных свидетельств о результатах ЕГЭ не предусмотрено. 
    http://www.ege.edu.ru/ru/main/main_item/

    О сроках и местах подачи заявлений на сдачу ЕГЭ Ученики 11-х классов подают заявление до 1 февраля включительно в свою образовательную организацию. 

    Рассмотрение апелляций по ЕГЭ

    Приём апелляций о несогласии с выставленными баллами по ЕГЭ осуществляется конфликтной комиссией с 10:00 до 13:00 и с 15:00 до 17:00 (кроме субботы и воскресенья) по адресу: г. Смоленск, ул. Радищева,д.6 , МБОУ "СШ №15".

    "Горячая линия" Министерства образования и науки Смоленской области ЕГЭ: +7 (4812) 29-27-60

    Горячая линия Управления образования и молодежной политики Администрации города Смоленска по вопросам государственной итоговой аттестации: 38-30-62, 38-39-70, 38-41-84.

    Телефон «горячей» линии Рособрнадзора по вопросам организации и проведения ЕГЭ: +7 (495) 984-89-19. Телефон доверия ЕГЭ: +7 (495) 104-68-38

    Приказ Министерства Просвещения №233/552 от 04.04.2023 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования"

    Приказ Министерства просвещения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 11.11.2024 № 787/2089 «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения единого государственного экзамена по каждому учебному предмету, требований к использованию средств обучения и воспитания при его проведении в 2025 году»

    Приказ Министерства образования и науки Смоленской области от 23.10.2024 № 953-ОД «Об утверждении сроков и мест подачи заявлений на сдачу государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, сроков, мест и порядка подачи заявлений на участие в едином государственном экзамене в Смоленской области в 2025 году»

    Расписание ЕГЭ в 2025 году

    Изменения в КИМ ЕГЭ 2025 года

    Приказ Министерства образования и науки Смоленской области от 18.10.2024 №935-ОД "Об утверждении "дорожной карты" по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в Смоленской области в 2025 году"

    Апелляция о несогласии с результатами ЕГЭ

    Бланк апелляции

    Заявление, удостоверение, согласие

    Образец заявления на участие в ЕГЭ

    Особенности проведения ГИА для лиц, использующих устройства неинвазивного мониторинга глюкозы

    Приказ Минпросвещения России от 11.11.2024 №787/2089 "Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения единого государственного экзамена по каждому учебному предмету, требований к использованию средств обучения и воспитания при его проведении в 2025 году "

    Освоение образовательных программ основного общего образования завершается обязательной государственной итоговой аттестацией (ГИА-9) по русскому языку и математике. 

    Экзамены по другим учебным предметам: литературе, физике, химии, биологии, географии, истории, обществознанию, иностранным языкам (английский, немецкий, французский и испанский языки), информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), а также по родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов Российской Федерации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации (для обучающихся по образовательным программам основного общего образования, изучавших родной язык и родную литературу и выбравших экзамен по родному языку и (или) родной литературе для прохождения ГИА) – обучающиеся сдают на добровольной основе по своему выбору. 

    Формы проведения ГИА-9:

    • основной государственный экзамен (ОГЭ); 
    • государственный выпускной экзамен (ГВЭ). 

    ОГЭ представляет собой форму организации экзаменов с использованием заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень освоения федерального государственного стандарта основного общего образования. 

    ГВЭ представляет собой форму письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий и билетов. 

    ГИА-9 организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственной управление в сфере образования (ОИВ), при участии общеобразовательных организаций, образовательных организаций среднего профессионального образования, а также органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере образования. 

    Для обеспечения информационной безопасности экзаменов по решению региона ППЭ могут быть оснащены системами видеонаблюдения, металлодетекторами, средствами подавления сигналов связи.

    Рособрнадзором разработаны методические рекомендации по проведению государственной итоговой аттестации в формах основного государственного экзамена (ОГЭ) и государственного выпускного экзамена (ГВЭ). 

    Федеральным институтом педагогических измерений по заданию Рособрнадзора разработаны задания для ГИА 9 и размещены в открытом доступе в сети Интернет на сайте ФИПИ

    ОИВ также осуществляется формирование контрольных измерительных материалов на региональном уровне из числа заданий, разработанных на федеральном уровне и размещенных в открытом банке заданий. 

    Регионам рекомендовано использование системы шкалирования и оценивания по каждому предмету ГИА-9.

    http://gia.edu.ru/ru/main

    О сроках и местах подачи заявлений на сдачу ОГЭ (ГВЭ) Ученики 9-х классов подают заявление до 1 марта включительно в свою образовательную организацию. 

    Горячая линия ОГЭ

    +7 (4812) 29-27-46

    214004, г. Смоленск, ул. Николаева, д. 12-а

    Приказ Министерства Просвещения №232/551 от 04.04.2023 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования"

    План мероприятий ("дорожная карта") по подготовке к проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования обучающихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя школа № 15" города Смоленска в 2024-2025 учебном году

    Приказ Министерства образования и науки Смоленской области от 28.11.2024 №1067-ОД "О сроках и местах подачи заявлений об участии в государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в Смоленской области в 2025 году"

    Приказ Министерства просвещения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 11.11.2024 № 788/2090 «Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения основного государственного экзамена по каждому учебному предмету, требований к использованию средств обучения и воспитания при его проведении в 2025 году»

    Расписание ОГЭ в 2025 году

    Изменения в КИМ ОГЭ 2025 года

    Приказ Министерства образования и науки Смоленской области от 11.04.2025 №383-ОД "Об утверждении графика приёма и рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в основной период в Смоленской области в 2025 году"

    Форма заявления на апелляцию ОГЭ-2025

    Сроки проведения итогового сочинения (изложения) в 2024-2025 учебном году

    • основной - 4 декабря 2024 года
    • дополнительный - 5 февраля 2025 года
    • дополнительный - 9 апреля 2025 года.

    С 2014 года итоговое сочинение (изложение) проводится в декабре. По результатам итогового сочинения (изложения) осуществляется допуск (недопуск) обучающихся XI (XII) классов к государственной итоговой аттестации (ГИА). Сочинение должно быть написано в соответствии с требованиями, которые отражены в критериях оценки сочинений.

    Кто пишет итоговое сочинение?

    Сочинение (а в некоторых случаях – изложение) – обязательное мероприятие для всех, кто заканчивает обучение в школе. Избежать этого события, будучи одиннадцатиклассником, попросту невозможно. 

    Регламент, сроки и порядок написания

    Перед тем как ученик сможет писать сочинение, ему нужно написать заявление на прохождение этой формы аттестации. Подача заявления осуществляется не позже, чем за 14 суток до дня, отведенного в российских школах под написание сочинения. Напомним, что сочинение по традиции назначают на первую декабрьскую среду.

     Регистрация обучающихся для участия в итоговом сочинении (изложении) проводится на основании их заявлений в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования. 
    Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления на написание итогового сочинения (изложения) предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды - оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы. 
    Ученики будут писать сочинение в течение 3 часов 55 минут. Выпускники, которые не обладают всей полнотой физических и психических возможностей, пишут сочинение (или изложение) на 90 минут дольше. Ученики имеют право входить в здание, в котором будут писать сочинение, с 9:00 утра, а сама работа начинается в 10:00 – это время одинаково для всех российских регионов. Опоздавшие ученики могут пройти в аудиторию и писать работу, однако им никто не будет повторять инструкции и не продлит время, которое отведено для работы.

    Одиннадцатиклассники получают комплект, состоящий из бланков записи, регистрации и черновиков. У них также будет право пользоваться толковыми и орфографическими словариками – эти материалы выдадут на месте, нести их с собой не стоит. На столах учеников, согласно регламенту, могут находиться предметы, включенные в список разрешенных. К этому перечню отнесены:

    • черная ручка (строго с гелевым или капиллярным стержнем);
    • документ, который удостоверяет личность выпускника;
    • еда или лекарства (для учеников, у которых есть необходимость кушать или принимать препараты строго по часам).

    В число запрещенных вещей Рособрнадзор отнес смартфоны, телефоны и другие средства коммуникаций, аппаратуру, которая может воспроизводить фотоизображения и видеофайлы, личные словарики, любые заметки и т.д. Нарушение регламента тут же приведет к удалению с аттестации. Кстати, не думайте, что пронести эти предметы будет несложно – аудитории могут быть оборудованы металлоискателями, камерами и даже устройствами, подавляющими сигнал!

    Важно: в качестве допуска к госаттестации в виде ЕГЭ сочинение действует бессрочно.

    По каким критериям будут оценивать работу?

    Итогом усилий ученика должен стать текст, который отвечает определенным критериям.

    • Заданный объем работы – сочинение должно состоять примерно из 350 слов. Если работа состоит из 250 слов и менее – она не оценивается, поэтому за этот критерий ставится только «зачет» или «незачет»;
    • Работа должна быть выполнена самостоятельно – комиссия тщательно вычитывает сочинения на наличие заимствованных отрывков из литературных и других источников. Не думайте, что хорошая помять и умение фотографически запоминать информацию помогут написать отличную работу – с 2017 года оргкомитет имеет право пропустить сочинения, вызвавшие у них сомнения, через программы выявления плагиата. Цитировать авторские мысли, конечно, можно, но нужно указать источник цитаты. Увлекаться чужими мыслями также не стоит – общий объем цитат не должен превышать ½ объема сочинения. Выявленный плагиат означает, что дальше работа не проверяется и за нее ставится ноль баллов. Данный критерий не приносит баллов – его оценивают по системе «зачет» / «незачет»;
    • Соответствие текста работы завяленной теме – комиссия устанавливает, насколько верен ход рассуждений ученика, ответил ли он на главный вопрос темы, сумел ли понять ее смысл. Максимум, который можно получить за этот критерий — 2 балла;
    • Умение приводить аргументы – тут важно показать, что ученик помнит и понимает, как правильно привлекать примеры из художественных произведений, мемуаров, публицистических статей, текстов народных песен и сказок для усиления своей позиции. Верное выполнение требований обеспечит вам 2 балла;
    • Композиционное построение и логика изложения – выпускникам нужно суметь выстроить логичную взаимосвязь между разделами сочинения, соотнести тезисы и доказательства. Выполнение данных требований принесет максимум 2 балла;
    • Речевое оформление – комиссия оценивает точность мыслей, умение применять сложные грамматические конструкции, уместность употребления терминологии. За эту часть вам могут насчитать еще 2 балла;
    • Грамотность работы – работе присваивается понятие грамотной, если на каждые 100 слов, написанных в сочинении, приходится не больше чем 5 ошибок (суммируются все «оплошности» — в грамматике, орфографии и пунктуации). Данный критерий может принести до 2 баллов;
    • Оригинальный подход – творческая работа с нестандартными мыслями и оригинальными ходами может дополнительно принести 1 балл;
    • Ошибки речи – почти полное отсутствие речевых ошибок (не более 1-2) принесет еще 2 балла, 3-4 ошибки дадут возможность получить 1 балл;
    • Нормы орфографии – если вы допустите не более 1 ошибки, можете записать на свой «баланс» целых 3 балла, 2-3 ошибки опустят балл до 2-х, а 4-5 ошибок — до 1-го балла;
    • Нормы пунктуации – правильность использования знаков препинания (не более 1 ошибки) может дать вам 3 балла, 2-3 ошибки снизят балл до 2-х, а 4-5 – до 1 балла;
    • Нормы грамматики – 0-1 грамматическая ошибка позволят начислить 2 балла, 2-3 ошибки – приведут к начислению 1 балла;
    • Фактологическая точность – верность фактов, указанных в работе, даст вам 1 балл.

    В итоге за все сочинение можно получить 20 максимальных баллов. Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет». Для «зачета» нужно, чтобы вам была зачтена большая часть критериев.

    Как баллы за сочинение влияют на поступление?

    Рособрнадзор рекомендует приемным комиссиям ВУЗов, в которых за сочинение можно получить до 10 баллов при общем зачете абитуриентов, переводить первичные баллы в десятибалльную систему, руководствуясь таким подходом:

    • от 0 до 4 баллов за сочинение – 0 по десятибалльной шкале;
    • от 5 до 6 – 1 балл;
    • от 7 до 8 – 2 балла;
    • от 9 до 10 – 3 балла;
    • от 13 до 14 – 5 баллов;
    • от 15 до 16 – 6 баллов;
    • 17 – тождественны 7 баллам;
    • 18 – 8 баллам;
    • 19 – 9 баллам;
    • 20 – 10 баллам.

    Кстати, работа может пройти в ВУЗе перепроверку. Свои баллы и вердикт комиссии в виде «зачета» или «незачета» можно будет узнать по месту регистрации для написания сочинения, в школе или на специальной интернет-страничке. Итоги должны быть объявлены не позже, чем через 14 дней после написания работы. Ученики, которые получили «незачет», могут написать заявление, чтобы результаты были пересмотрены членами комиссии другого учебного учреждения, спецкомиссией городского или регионального уровня.

    Можно ли переписать сочинение?

    В некоторых случаях можно переписать сочинение и исправить свой результат

    Бывают случаи, хотя их и не так много, когда одиннадцатиклассник получает за итоговое сочинение «незачет», или вообще пропускает этот важный день. В таком случае он может пересдать аттестацию. Для этой цели отведены две даты. Ученики могут дополнительно писать работу в первую февральскую среду и в первую майскую среду, которая является рабочим днем. Пересдачи предусмотрены для таких категорий учеников:

    • ребят, которые не справились с работой с первой попытки, получив «незачет»;
    • школьников, которых поймали на списывании или наличии запрещенных предметов, а затем удалили с аттестации;
    • учеников, которые не смогли закончить работу вследствие плохого самочувствия и других причин, подтвержденных документально;
    • выпускников, которые не пришли в день написания работы из-за причин, признанных уважительными.

    Тематика итоговых сочинений

    Каждый год в числе тем, которые могут быть выбраны для итогового сочинения, фигурируют пять направлений. Все они заранее вывешиваются для ознакомления, и уже осенью список категорий будет доступен для учащихся. Конкретные темы, как уже было сказано выше, можно будет узнать за четверть часа до начала испытания. За их формулировку отвечает специальный образовательный орган – Совет, ответственный за написание выпускного сочинения.

    В направлениях соблюдается один главный принцип – противопоставление двух понятий. Считается, что именно этот подход дает возможность формулировать разнообразные темы, при этом не стесняя школьников и позволяя им привлекать самые разные литературные источники для аргументации своих мыслей. В каждый регион попадет свой набор тем по указанным направлениям. Это сделано для того, чтобы ученики, живущие в одном часовом поясе, не могли узнать конкретные темы от коллег, которые написали сочинение раньше.

    Комплекты тем итогового сочинения для различных регионов будут размещены на официальном информационном портале ЕГЭ за 15 минут до его начала по местному времени.

    Как подготовиться к итоговому сочинению?

    Подготовиться к такому сложному испытанию, каким является итоговое сочинение, за одну ночь не получится. Основную сложность представляет собой один из важнейших критериев – умение подкрепить свои мысли литературными примерами. Грамотная подготовка к сочинению может быть реализована только в случае, если вы прислушаетесь к следующим рекомендациям:

    • постарайтесь накопить как можно более широкую базу литературных аргументов. Главная рекомендация тут только одна – побольше читайте. Конечно, каждый год тематика сочинений меняется, однако существует множество авторов, в произведениях которых можно найти примеры на все случаи жизни. Если не успеваете перечитать много книжек, действуйте с умом – понятно, что можно перечесть все тома «Войны и мира», а можно уделить время рассказам Антона Павловича Чехова или Ивана Бунина. Эти авторы отлично умели демонстрировать все тонкости человеческой натуры, а запомнить небольшой рассказ гораздо проще, чем объемное произведение;
    • читайте критические обзоры, в которых раскрываются герои тех или иных литературных трудов. Критики и составители хрестоматий обычно бьют «точечно» и «разжевывают» читателю все тонкости;
    • вам скучно постоянно читать? Тогда в свободное время смотрите видеолекции на тему литературы и глубинных проблем нашего мира, человеческой натуры и характера;
    • невероятную важность при подготовке имеет практика. Тут также можно дать только один главный совет – пишите сочинения, придерживаясь заданного разработчиками формата. В качестве тем берите те, что были в прошлом или позапрошлом году – многие темы перекликаются или могут быть подкреплены одними и теми же литературными цитатами.

    Чем больше литературных трудов вы перечитаете, тем более широкую аргументацию сможете использовать при написании итогового сочинения

    Как писать работу на аттестации?

    Если вы уже зашли в аудиторию, сели на место и прослушали инструктаж, руководствуйтесь такими советами:

    1. Прочтите все предложенные темы и подумайте, какая из них вам ближе, особенно с точки зрения аргументации.
    2. Придумайте и набросайте на черновике небольшой план. Заранее выберите тезисы, которые вы будете раскрывать в своей работе. Если в теме нужно раскрыть опасность равнодушия, можно сформулировать логическую цепочку такого рода: «равнодушные люди обычно держатся в стороне; постепенно это приводит к замкнутости и одиночеству; в человеке все больше проявляется холодность и черствость; в итоге он может закрывать глаза на зло, позволяя свершиться страшным делам».
    3. Набросайте на черновике аргументы, постаравшись подкрепить свое мнение словами классиков или образами литературных героев.
    4. Сформулируйте вступительную и заключительную части. Суммарно вступление и заключение не должны превышать 1/3 объема работы, поэтому для ввода в проблему вам хватит 70 слов. Затем подведите к основной части, написав, что эта тема актуальна и сейчас, ведь многие авторы раскрывали ее в своих произведениях и задумывались над ней (примерно 30 слов). В заключительной части напишите словосочетание, которое свидетельствует, что вы приступили к выводам: «таким образом…», «в итоге хочется сказать…», после чего еще раз выскажите свою главную мысль (примерно 70 слов).
    5. Переходите к основной части работы (слов на 250). Приводите аргументы, вспоминайте примеры, оценивайте их, подводите итоги и развивайте мысль. В основной части структура должна следовать простой логике: выдвижение тезиса – его аргументация.
    6. Готовый черновик нужно перечитать, чтобы исправить ошибки и пересчитать количество слов. Напоминаем: их должно быть не менее 250. Если объема не хватает – расширьте сочинение, хотя бы за счет вводных слов. Уделите внимание структуре текста. Абзацы должны быть равномерными, а конструкция текста – логичной.
    7. Теперь можно переписать работу на чистовик.

    Ознакомление с результатами итогового сочинения (изложения) и срок действия итогового сочинения
         С результатами итогового сочинения (изложения) участники могут ознакомиться в образовательных организациях или в местах регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении). По решению региона ознакомление участников с результатами итогового сочинения (изложения) может быть организовано в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области защиты персональных данных. 
           Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ГИА – бессрочно. 
       Итоговое сочинение в случае представления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания такого сочинения. Выпускники прошлых лет могут участвовать в написании итогового сочинения, в том числе при наличии у них итогового сочинения прошлых лет. 
         Выпускники прошлых лет, изъявившие желание повторно участвовать в написании итогового сочинения, вправе предоставить в образовательные организации высшего образования итоговое сочинение только текущего года, при этом итоговое сочинение прошлого года аннулируется. 

    Предоставление итогового сочинения в вузы в качестве индивидуального достижения
    Темы итогового сочинения и образы оригиналов бланков итогового сочинения участников доступны образовательным организациям высшего образования через федеральную информационную систему обеспечения проведения ГИА обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования (ФИС ГИА и Приема). 
    В соответствии с пунктом 44 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.10.2015 № 1147 (ред. от 31.07.2017) (зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2015, регистрационный № 39572), при приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета организация высшего образования может начислять баллы за оценку, выставленную организацией высшего образования по результатам проверки итогового сочинения, являющегося условием допуска к ГИА. 
    При приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета поступающему может быть начислено за индивидуальные достижения не более 10 баллов суммарно. 
    Перечень индивидуальных достижений, учитываемых при приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета при равенстве суммы конкурсных баллов, а также индивидуальных достижений, учитываемых при приеме на обучение по программам магистратуры, устанавливается организацией самостоятельно. 
    Перечень учитываемых индивидуальных достижений и порядок их учета устанавливаются организацией в соответствии с пунктами 43 – 46 Порядка и указываются в правилах приема, утвержденных организацией самостоятельно.  Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

       Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.

       Что должен уметь выпускник, чтобы с успехом пройти через этот вид итоговой аттестации?

    • Он должен уметь раскрыть тему сочинения, не подменить тему, заявленную в заголовке, своей темой; для этого надо научиться находить ключевое понятие в теме. Например, если выпускник выбирает тему, которая примерно звучит так: «Почему необходимо ценить дружбу?», то выпускнику  надо писать о том, что такое дружба  и почему её нужно ценить?», пробуждая лучшее, что есть в человеке. Письменная речь всегда целенаправленна, поэтому надо продумать замысел своего высказывания, представить мысленно образ своего сочинения, «увидеть» свое сочинение в целом. Для этого надо сначала сформулировать тезис, т.е. то утверждение, которое будет доказано в сочинении;  сформулированный тезис «подскажет» доказательства. Доказательством в Итоговом сочинении, как это указано в критериях оценивания,  должно быть привлечение литературного материала.
    • Выпускник должен уметь формулировать тезис и уметь доказать свой тезис, обратившись к произведениям русской и (или) мировой литературы: кто из русских или зарубежных писателей показал, какое значение дружба имеет в жизни каждого человека. Выбор произведения, которые привлекаются для аргументации,  осуществляют сами выпускники.
    • В сочинении необходимо назвать авторов, произведения, доказать правильность своего обращения к тому или иному произведению знанием текста: его пересказом, упоминанием деталей, цитированием.

    Итак, приступая к созданию сочинения, выпускник должен в первую очередь знать содержание произведений как входящих в школьную программу по литературе, так и прочитанных самостоятельно; понимать суть вопроса или утверждения, лежащих в основе темы, понимать, что такое тезис и доказательство, уметь грамотно и логично изложить свои мысли, не отступая от темы. Всему этому необходимо учиться. Главный способ научиться писать сочинения – писать сочинения и анализировать, насколько сочинение отвечает поставленным требованиям.

    Более подробно ознакомиться с критериями оценивания сочинения можно на сайте ФГБНУ ФИПИ.

    ПО МАТЕРИАЛАМ http://www.ege.spb.ru

    Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2024-2025 учебном году

    Приказ Министерства образования и науки Смоленской области от 23.10.2024 №952-ОД "Об утверждении графика внесения сведений об итоговом сочинении (изложении) в региональные информационные системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, проверки и обработки итогового сочинения (изложения) на 2024/2025 учебный год"

    Приказ Министерства образования и науки Смоленской области от23.10.2024 №951-ОД "Об утверждении инструкций для лиц, участвующих в организации и проведении итогового сочинения (изложения) на территории Смоленской области в 2024/2025 учебном году"

    Приказ Министерства образования и науки Смоленской области от 23.10.2024 №950-ОД "Об утверждении порядка проведения и проверки итогового сочинения (изложения) в Смоленской области в 2024/2025 учебном году"

    Приказ Министерства образования и науки Смоленской области от 23.10.2024 № 949-ОД "О проведении итогового сочинения (изложения) в 2024/2025 учебном году"

    Приказ Министерства образования и науки Смоленской области от 23.10.2024 №948-ОД "Об определении оператора региональных операционных систем обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся Смоленской области, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования"

    Приказ Министерства образования и науки Смоленской области от 23.10.2024 №947-ОД "О сроках и местах регистрации для участия в итоговом сочинении (изложении), сроках проведения итогового сочинения (изложения), местах информирования о результатах итогового сочинения (изложения) в Смоленской области в 2024/2025 учебном году"

    Образец комплекта тем итогового сочинения в 2024/2025 учебном году

    Приказ Министерства образования и науки Смоленской области от 18.10.2024 №935-ОД "Об утверждении "дорожной карты" по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в Смоленской области в 2025 году"

    Приказ Управления образования и молодежной политики Администрации города Смоленска от 19.11.2024 № 593 "О проведении в 2024/2025 учебном году итогового сочинения (изложения)"

    Комментарии к разделам закрытого банка тем итогового сочинения

    Памятка о порядке проведения итогового сочинения (изложения) для ознакомления обучающихся и их родителей (законных представителей)

    Структура закрытого банка тем итогового сочинения

    Сроки проведения итогового собеседования в 2024-2025 учебном году

    Основной период → 12 февраля 2025 года.
    Дополнительные периоды → 12 марта 2025 года | 21 апреля 2025 года.

    Описание заданий итогового собеседования

    Продолжительность экзамена - 15 минут (30 минут для детей с ОВЗ).

    время на подготовку к каждому заданию – до 2-х минут.

    Специальное оборудование: звукозаписывающее.

    Экзаменатор- собеседник: учитель, который не преподает русский язык в классе ученика.

    Количество заданий- 4

    Часть 1

    Задание 1- чтение вслух текста научно-публицистического стиля, объем которого составляет 150-170 слов.

    Задание 2- подробный пересказ текста с привлечением дополнительной информации (включением цитаты).

    Часть 2

    Задание 3- тематическое монологическое высказывание (минимум 10 фраз по теме, которую выбрал ученик)

    Задание 4 – участие в диалоге, придерживаясь заданной темы.

    Оценка работы: (0-9 б.) незачет / (10-20 б.) зачет

    Приказ Министерства образования и науки Смоленской области от 28.11.2024 №1067-ОД "О сроках и местах подачи заявлений об участии в государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в Смоленской области в 2025 году"

    Спецификация итогового собеседования по русскому языку в 2025 году

    Заявление для участия в итоговом устном собеседовании по русскому языку

    Инструкция по заполнению бланков итогового собеседования -2025

    Методические рекомендации по организации и проведению итогового собеседования по русскому языку в 2025 году

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике